Я учусь правильному отношению к Божествам...

Интервью старших пуджари Московского храма Вишнураты Прабху и матаджи Дхвани
- Как вы начали служить Божествам?
Вишнурата: Это было в конце 92 - начале 93 года. В храме на Беговой тогда был такой замечательный вайшнав - Айравата Прабху. Как-то раз он проходил мимо меня, и, видимо решив, что ни на что другое я не гожусь, хлопнул меня по плечу и сказал: "Будешь служить Божествам". Он командировал меня в распоряжение Гаура-Нитая Прабху - был у нас тогда такой замечательный преданный. Он был большой, круглый и очень веселый. И он начал меня понемногу учить. Как сейчас помню, церемония омовения Божеств  занимала у меня тогда час и пятнадцать минут. Поэтому матаджи Апараджита, которая одевала Божества после омовения, все время возмущалась - и даже чуть не разругалась с Гаура-Нитаем, требуя, чтобы меня отстранили от омовения. Но понемногу дело пошло на лад, я стал омывать быстрее. Потом мне стали иногда доверять одевать Божества.
Примерно в 95-м году я стал старшим пуджари. В 97-м году на какое-то время даже занесло в президенты храма - слава Богу, ненадолго. В общем, с тех пор так вокруг Божеств и кручусь.
Дхвани: Я тогда приехала на фестиваль и, придя на утреннюю программу, увидела Божества. Уже не в первый раз в принципе, но к тому моменту я уже начала служить Божествам в Днепропетровске, поэтому в этот раз смотрела на Них "профессиональным" взглядом. Мне бросилось в глаза то, что чалмы на Них были сделаны как-то странно. Стоя перед алтарем, я думала: "Какие красивые Божества! И какие ужасные на Них чалмы, уж прости меня, Господи. Вот бы короны Им красивые сшить!". Не прошло и пятнадцати минут, как из пуджарской вышла какая-то матаджи и попросила меня помочь погладить платочки и гамчхи для Божеств. Я очень обрадовалась - стоило мне пожелать послужить Им, как Они откликнулись. Пока я гладила, эта матаджи стала говорить о шитье для Божеств. Я сказала, что тоже шью Божествам. Она тут же предложила мне сделать новые короны. Именно короны!
Я сшила эти короны достаточно быстро, но, поскольку она дала мне неправильные размеры, они получились слишком большими. Но я не стала отчаиваться. Я думаю, что это было испытание на гордыню.
И потом, на явление Нитьянанды, я уже сшила Божествам одежды целиком. Я почему-то каждый раз начинаю служить каким-либо Божествам с явления Нитьянанды. Нитьянанда спасает самых падших - видимо, я отношусь к этой категории.
Как-то незаметно я осталась в Москве, потому что вернуться в Днепропетровск никак не получалось. Сколько я ни пыталась уехать, Кришна не отпускал. Со временем я и пытаться перестала.
Служение Божествам поддерживало меня в самые сложные времена. Даже когда я болела так, что почти не могла ходить, я все равно старалась служить - хотя бы на праздники. Несмотря на то, что в храм приходилось буквально ползти. Я шла в алтарь не для того, чтобы выглядеть героем - это была моя внутренняя потребность. Человек нуждается в кислороде, но когда кислород ему доступен, он даже не задумывается над этим. А если доступ воздуха перекрыт, он дышит изо всех сил, стараясь вдохнуть хоть немного кислорода. В тот момент у меня был перекрыт кислород на служение Божествам. Когда тело уже практически не работает, ты не можешь позволить себе такую роскошь - лично служить Божествам. Но поскольку мне было это очень нужно, я старалась урвать момент - одеть Божества хотя бы на праздник. Тогда я многое переоценила, ощутила ценность служения. Насколько легко его потерять, и насколько трудно перенести эту потерю.
- Вы служите Божествам уже столько лет. Почему?
Дхвани: Есть разные причины. Во-первых, я понимаю, что у меня нет веры в святое имя. Для того, чтобы "просто повторять джапу", нужна вера в святое имя - такая, как была у Харидаса Тхакура. Я же верю в святое имя чисто теоретически. Конечно, время от времени появляются какие-то ощущения от повторения. Порой читаешь джапу с большим трудом, а в другой раз круги пролетают незаметно. Это значит, что настоящей веры нет. А нашей веры хватает только на то, чтобы хотя бы заставить себя повторять джапу.
Когда я повторяю святое имя, я не вижу Кришну. Когда человек повторяет святое имя чисто, он видит перед собой Самого Кришну. Об этом говорят и шастры, и святые. Если, повторяя святое имя, человек видит образ Кришны, он тянется повторять снова и снова, потому что не может оторвать глаз от Господа. Это то самое высшее наслаждение, благодаря которому преданный может не есть, не пить и не спать, ради того, чтобы соприкасаться с Кришной в форме святого имени. Он видит Кришну духовным зрением. А у меня такого зрения нет. Поэтому я хожу к Божествам - чтобы видеть образ Кришны (в данном случае - Чайтаньи и Нитьянанды), чтобы мое повторение святого имени было к чему-то - к Кому-то - привязано. Мои глаза вилят только материальные формы. Но Господь является в форме арча-виграхи, как раз для таких, как я, для тех, у кого не развито духовное зрение.
Вторую причину - я понимаю скорее сердцем и еще немного разумом. Все в этом мире преходяще, я ощутила это в собственной жизни. Я вижу, что друзья приходят и уходят. Уходят даже самые близкие люди, которые, казалось, никогда тебя не предадут и не покинут. А они предают и покидают, и это не их вина - таков мир. В любом случае, все умрут. Все отношения начинаются и заканчиваются. Даже учителя приходят и уходят.
Но Божества вечны. Что бы с нами не происходило, будь мы в тамасе, в полнейшем тамасе, в супер-тамасе, нмы все равно нуждаемся в отношениях. А Божества никуда не уйдут, даже если сменятся Их формы. Божества - это вечная форма Бога. Господь никогда не предаст. Даже если преданного выгонят из одной ятры, он встретится с Божествами в другой. Они никогда тебя не бросят, что бы с тобой ни происходило. Они не бросят тебя - только ты можешь бросить Их.
Вишнурата: Начав служить Божествам, я подошел за благословением к своему духовному учителю. Когда я сказал: "Гуру Махарадж, я хочу служить Божествам", он  спросил: "А ты будешь служить Им всю жизнь?" Я, будучи молодым энтузиастом, ответил: "Да, Гуру Махарадж!" Он был доволен таким ответом. И сказал мне: "В учениках мне важно постоянство. Не имеет значения, какую должность человек занимает в иерархии Движения, но он должен делать свое служение постоянно". И это был определяющий момент,- то, что поддерживало меня в течение многих лет…
А еще, я учусь у Дхвани правильному отношению к Божествам - именно как к Личностям. Раньше мое служение было более формальным. Теоретически я и давно слышал, что Божества - личности, но когда я начал общаться с ней, я с удивлением открыл для себя, наскольку глубокими могут быть эти отношения. Это не сантименты. Я стараюсь развивать такое же отношение к Божествам.
А еще стараюсь молиться о том, чтобы, какие бы ситуации не складывались в моей жизни, я все время мог оставаться рядом с Божествами.
- Скажите, по своему богатому опыту, кто дольше всего держится в служении?
Дхвани: Персоналисты.  Те, кто верит в Бога или хотя бы пытается поверить. Имперсоналисты вообще нигде не задерживаются - ни у Божеств, ни в ИСККОН.
Кстати, многие современные индусы не особенно религиозны, но если уж они во что-то верят, то в Божества. Им с детства объясняют: вот Кришна, вот Дурга, а вот Кали. Человек может ничего не соображать в философии, зато он свято верит, что Божество перед ним - Сам Кришна. А кто-то досконально изучит всю философию, но Кришну  увидеть так и не сможет. Нужно развивать правильное отношение к Божествам. Поэтому Шрила Прабхупада дал нам оба процесса - санкиртану и арчану. Юга-дхарма - повторение святого имени, зачем тогда было вводить поклонение Божествам? Шрила Прабхупада видел, в каком состоянии находятся западные люди. Они даже не атеисты. Атеиста можно обратить в какую-нибудь религию, но имперсоналиста ни во что не обратишь. И единственное лекарство от имперсонализма - это арчана, поклонение Божествам.
- Мы приходим к Божествам с разными мотивами, далеко не всегда чистыми. Имеет ли смысл служить, если особой любви к Богу у нас нет, а есть только материальные желания? Принимают ли Они такое служение?
Дхвани: Допустим, есть у вас бабушка,  которая чем-то болеет, и потому даже по квартире передвигается с трудом. Так что - пусть она сидит целыми днями одна, при том, что переход от дивана до кухни занимает у нее два часа? Или все-таки пусть к ней приходит хоть кто-то - то один родственник, то другой. Хотя мысленно они могут быть в другом месте, мечтая о том, чтобы этот визит поскорее закончился - по крайней мере, они смогут помочь ей, пообщаться, пусть и с натянутой улыбкой…
- Господь принимает положение такой "бабушки"?
Дхвани: Когда Господь приходит в форме Божества, Он понимает, куда идет. Он ставит Себя как бы в зависимое положение. Но в отличие от ухода за этой больной бабушкой, служение Божествам, даже если оно совершается нехотя, очищает. Господь ставит Себя в положение некоего несамостоятельного существа, которое не может, например, спрыгнуть с алтаря и взять себе яблоко - это яблоко нужно Ему принести. Но, в отличие от той бабушки, Он - Верховная Личность Бога, и если это яблоко Ему долго не нести, ничего хорошего из этого не выйдет.
И еще - даже если приходишь в храм с нечистым сознанием, сам факт того, что ты пытаешься идти, пусть без особой охоты, Кришна оценит. Да, Ему может быть не очень приятно видеть возле Себя кислую физиономию. Но если ты постоянно приходишь на протяжении многих лет, вне зависимости от своего настроения, очищение неизбежно. Это и называется ваидхи-садхана-бхакти.
- Почему на одном алтаре может быть несколько пар Божеств? Чем разные Божества одной личности отличаются друг от друга?
Дхвани: Это одни и те же личности, только в разном настроении. Сколько по миру Божеств одной и той же личности? В принципе, можно было установить одного Нрисимху. Или одного Чайтанью и одного Нитьянанду. Зачем в каждом городе по Божеству? Дело в том, что каждому городу, каждому месту соответствует определенное настроение Бога, в нашем случае - Чайтаньи и Нитьянанды. Этому месту пришла милость Божества именно в таком настроении.
- Если разные Божества  - одна и та же личность в разном умонастроении, зачем вообще тогда храмовые Божества? Пусть у всех будут свои, домашние Божества, и каждый будет Им поклоняться в своем умонастроении.
Дхвани: Об этом написано в книгах Шрилы Прабхупады. Каждый пуджари нашего храма должен считать Шри Шри Даял Нитай - Шачи-суту своими - личными - Божествами. Более того, каждый московский преданный должен считать так. Даже если преданный не может приходит к Ним часто, все равно он должен знать: "Мой Бог - это Шри Шри Даял Нитай - Шачи-сута. Это мои Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда".
Божества в Маяпуре - это здорово, но Они в другом настроении. Божества еще где-нибудь - тоже замечательно, у Них Свое настроение, более соответствующее тому месту.
Но вайшнавы, живущие в Москве, должны понимать, что эти Божества пришли сюда, в этот жуткий город, ради каждого из нас. Господь Сам, лично пришел к нам. Именно к нам, поскольку мы  оказались в этом городе.
Шрила Прабхупада писал во многих письмах, говорил в лекциях: если вы живете в городе, даже в большом, но можете доехать до храма - каждый день или пусть реже - нужно ездить к храмовым Божествам. А если вы живете слишком далеко от храма (все-таки Москва - огромный город) вы можете установить у себя Божества, но должны думать о Них, как об экспансиях главных Божеств. Шри Шри Даял Нитай - Шачи-сута  - изначальные Божества Москвы.
Не каждый прихожанин может поклоняться Господу в храмовом алтаре. Поэтому можно установить домашние Божества, поклонение которым более доступно. Но при этом Они должны восприниматься как представители основных Божеств.

Комментарии