Гармоничное сочетание ниток в вышивке


Сегодня легко можно купить дизайны  вышивок, созданных профессионалами. В набор обычно входят цветная схема, подробное описание проекта и набор ниток. Но если начинающей рукодельнице захочется вышить дизайн по бесплатной схеме из Интернета или самой создать вышивку на основе понравившейся картинки,  по окончании работы ее может ждать разочарование из-за неправильного выбора ниток.

И это касается и ручной вышивки, и машинной – часто вышивка на одежде смотрится аляповато, если для ее создания использовали нитки, что были под рукой, без учета  гармоничного сочетания цветов. Чтобы вышивка всегда получалась  "на отлично",  следует знать теорию цвета хотя бы в общих чертах.

Из всего цветового разнообразия выделяют три основных цвета – красный, синий и желтые, которые при смешивании образуют другие:  оранжевый, зеленый, фиолетовый и другие. Со школьных времен нам известно выражение «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - так нам предлагалось запомнить, в какой последовательности располагаются цвета на радуге и на созданном людьми цветовом спектре: красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий – фиолетовый. Эти семь цветов  (их еще называют хроматическими, то есть содержащими в себе все оттенки и тона)  условно делятся на 2 группы – «теплые»: красный оранжевый и желтый;  и «холодные»: зеленый, голубой (синий)  и фиолетовый. (Следует учесть, что если к какому-то цвету добавить другой оттенок,  он может поменять «группу»: так, к примеру, если к  «холодному» зеленому добавить желтый, то этот зелено-желтый станет «теплым» и так далее...)  Черный, белый и серый  считаются нейтральными цветами ( ахроматическими). Они хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом.

Родственными и тоже хорошо гармонирующими между собой являются все оттенки одного цвета (спектра) (так называемые монохромные), например, все оттенки красного –  от ярко-красного  до светло-розового, которые плавно переходят один в другой («раскат» цвета). Опытные мастерицы знают, что лучше вышивать 3-4 оттенками одного цвета, чем каким-либо одним. Монохромные нитки часто используют в вышивке на одежде (например, на голубой ткани вышивают темно-голубыми  и  голубыми нитками, добавив белые нитки), ими вышивают декоративные салфетки (на льняном некрашенном полотне  коричневыми, светло-коричневыми и бежевыми нитками), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.

Вышивальщицы знают, что не стоит соединять в одном дизайне цвета соседних секторов, например, красный с оранжевым  или оранжевый с желтым и так далее, потому что они вносят  дисгармонию. Впрочем, дисгармонию  можно уменьшить, если использовать добавочный нейтральный цвет: например между красным и оранжевым ввести черный, а между желтым и оранжевым – серый цвет. Не стоит располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного цвета: зеленый с желтизной и зеленый с синим оттенком, к примеру…

Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета, расположенные один от другого через сектор: красный – желтый – синий, зеленый – фиолетовый – оранжевый и так далее. Именно подобное сочетание часто встречается на крыльях бабочек, лепестках цветов, оперении птиц…

Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый. Оказавшись по соседству (один теплый, другой холодный), они становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Но контрастными цветами нужно пользоваться с большой осторожностью. В композиции достаточно 2-х  контрастных цветов, к тому же одного должно быть больше, а другого меньше, иначе они начнут подавлять друг друга. Но существуют способы согласования контрастных цветов. Для этого к основному контрастному цвету добавляют промежуточный, который гармонично соединяет их. Мастерицы даже рекомендуют экспериментировать с акварельными красками. У вас есть три контрастные нитки, возьмите такие же краски и попробуйте смешать две из них, а потом еще две,  чтобы получить нужные гармонизирующие цвета, а затем уже подобрать соответствующие нитки. Как правило, чистыми контрастными нитками вышивают большие работы, которые смотрятся издалека, а также детская одежда  и предметы интерьера.

Художественная же вышивка требует учитывать, что вышиваемый предмет имеет освещенность и теневую часть, что позволяет видеть его объемным. Различают 6 переходных степеней светотени: светлая часть – полутон – теневая часть – тень – рефлекс – блик. Блик - особо высветленная часть предмета, он  важен при вышивке блестящих ягод и особенно глаз людей и животных, которые без блика выглядят мертвыми. В художественной вышивке цветов и листьев при подборе цветов и тонов ниток вышивальщица должна учитывать их форму и освещенность. Например, нижние листья на ветке, на которую падает тень, нужно вышивать нитками боле темных тонов, чем верхние листья, которые лучше освещены и поэтому вышиты светлыми нитками. Лепестки  одного цветка также неодинаково освещены и вышиваются одни более светлыми, другие более темными нитками.

Советы и рекомендации:
- подбирайте нитки для вышивания  при дневном свете, так как под лучами лампы цвет ниток искажается, становится «теплее»;
- хроматические теплые цвета лучше смотрятся рядом с темными ахроматическими (черным, темно-серым), а холодные – со светлыми ахроматическими (белым, серым);  - насыщенные цвета гармонируют с белым или черным, а малонасыщенные (пастельные) – с различными оттенками серого цвета;
- теплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают. Красные пятна (теплые) кажутся ближе, чем синие (холодные), светлые и теплые – ближе, чем темные и холодные. Это свойство можно использовать для определенной части вышивки для сглаживания резкости очертаний;
- наиболее приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удалящий – синий. Пользуясь этими свойствами, можно передать объем и рельефность вышивки. Например, вышивая ромашку, серединку выполните ярко-желтыми или оранжевыми нитками, которые создадут впечатление выпуклости;
- фон не должен выделяться, быть ярче основного дизайна, он должен подчиняться ведущему цвету вышивки;
- на светлом фоне лучше выделяются  темные тона, светлые – теряются, а на темном больше выступают светлые и яркие, а темные пропадают;
- на светлом фоне все светлые тона ниток кажутся темнее, а на темном – светлее;
- все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне. Выбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани преимущественно таких цветов: серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый, на которых нитки будут выглядеть наиболее выигрышно;
- на белом ярко выглядят все цвета, на черном фоне надо вышивать яркими нитками;
- вышивая узор, нужно прежде всего определить основной цвет, а затем искать остальные цвета и оттенки. В художественной вышивке важно, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими, не выпячивался и не пропадал.
http://www.vish.com.ua/mashinnaia-vyshivka/garmonichnoe-sochetanie-nitok-v-vyshivke.html

Комментарии