Господь Джаганнатха



Мурти Джаганнатха, Баладева и Субхадры в Лондоском музее

 Вопрос: Скажите пожалуйста, почему божества без кистей рук?? Что это символизирует??

Ответ: Дару-брахман принял облик трех Божеств – Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы. Подойдя ближе, царь увидел, что руки и ноги Божеств не были закончены.

«О нет! — воскликнул он. – Что же я наделал! Почему я был таким нетерпеливым?! И вот Божества не закончены и скульптор исчез. Я – величайший оскорбитель».
Думая так, он вновь решил уйти из жизни и снова стал поститься. Глубокой ночью Господь Джаганнатха явился царю во сне и сказал следующие слова: «В этот материальный мир Я нисхожу в 24-х инкарнациях вместе со своей обителью. Для блага всего мира Я перемещаюсь из одного места в другое. У меня нет ни материальных рук, ни ног, но с помощью моих трансцендентных чувств я принимаю все, что предлагается мне моими преданными. Ты нарушил свое обещание, но это только повод, это лишь часть сладости Моих игр – проявить облик Джаганнатхи, который защищает слова Вед, гласящие: «Он движется без ног и принимает без рук». Те, чьи глаза исполнены любовью, всегда могут видеть меня в облике Шьямасундары, держащего флейту. Но если ты желаешь поклоняться Мне с роскошью, Меня можно украсить руками и ногами, сделанными из золота и серебра. Однако, Ты должен точно знать, что Мои конечности и есть украшения всех украшений».

Сакральная причина, стоящая за явлением Господа в облике Джаганнатхи, описывается в книге «Махабхава-пракаша» (автор Сикхи Махити). В Гамбхире (место жительства Шри Чайтаньи Махапрабху в Пури), Сварупа Дамодара и Рамананда Райа задают вопрос Махапрабху о столь необычной форме божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, и Он дает следующее объяснение:

Однажды Рохини Деви, мать Господа Баларамы, посетила Двараку. Царицы Господа Кришны окружили ее и попросили рассказать об играх Кришны во Вриндаване до Его свадьбы. Они сказали: «Иногда мы слышим, как Он разговаривает во сне. Сладким голосом он зовет по имени своих друзей Шридаму и Субала, своих коров. Иногда он зовет: «О Лалита, Вишакха, о Шри Радхе!» Другой раз Он говорит: «Мама, покорми меня свежим маслом». А потом Он просыпается и часами громко плачет. Насколько же удивительны обитатели Враджи! Расскажи нам, пожалуйста, о них».

Рохини согласилась, но предупредила цариц, что Кришна не должен слышать ее, иначе Его переполнят эмоции и Он может убежать во Вриндаван. Так получилось, что сестра Кришны, Субхадра Деви, стояла на карауле снаружи комнаты. Она прислонилась к закрытой двери и, слушая рассказ, так погрузилась в удивительные игры Кришны и Враджаваси, наполненные любовными эмоциями, что не услышала, как Кришна и Баларама зовут Ее. Находясь, в экстатическом трансе, она даже не заметила перемен в своем теле: из-за сильных духовных переживаний ее глаза широко раскрылись, конечности втянулись. Будучи знатоками физиогномии, Кришна и Баларама увидев Субхадру Деви в таком состоянии, сразу догадались, что, должно быть, в комнате происходит что-то необычное, и стали подслушивать.

Очень скоро, обуреваемые возвышенными духовными чувствами (махабхава), Кришна и Баларама, вслед за Субхадрой также переменились в теле. В этот момент появился Нарада Муни. Изумленный увиденным, он стал танцевать и петь в великом ликовании. Когда Джаганнатха, Баладева и Субхадра вернулись в чувство, Нарада Муни воскликнул в большом удивлении: «О Господь! Я созерцал многие из Твоих трансцендентных обличий, но никогда не видел столь удивительного проявления махабхавы. О, Господь, пожалуйста, милостиво яви этот облик так, чтобы каждый мог получить такой необычный даршан».

Так, по милости великого преданного, мы можем видеть Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры и служить Господу в столь удивительном облике.





Комментарии